- NVIDIA официально представила GeForce RTX 4090, RTX 4080 16GB и 12GB
- ►Видео. Анонс видеокарт NVIDIA RTX 4090 и RTX 4080 — презентация за 3 минуты
- RTX 4080 и 4090 от Nvidia
- Как будет выглядеть полный набор продуктов RTX 40-й серии?
- Что у AMD?
- ►Видео. RTX 4090 и 4080, первые тесты сторонние, DLSS 3, официальные характеристики и кратко о новом
Почему RTX 4080, 4090 от Nvidia стоят так дорого и как чипы AMD RDNA3 могут серьезно подорвать Nvidia.
NVIDIA официально представила GeForce RTX 4090, RTX 4080 16GB и 12GB
►Видео. Анонс видеокарт NVIDIA RTX 4090 и RTX 4080 — презентация за 3 минуты
Запуск графических процессоров Nvidia RTX 40-й серии и Ada Lovelace был встречен с целым рядом эмоций. Волнение от одних, недоверие от других и откровенное презрение от многих.
RTX 4080 и 4090 от Nvidia
Создавая графический процессор, который обещает превзойти лучшие видеокарты, Nvidia решила решила играть по крупному. В то время, как AMD использует более экономичную технологию, которая может сделать ее будущие карты RDNA более привлекательным и доступным выбором.
Хотя мы не знакомы с техническим описанием Nvidia, высокая цена графических процессоров Nvidia во многом объясняется отказом компании принять «Закон Мура 2.0» и смотреть на такие вещи, как чиплеты. AMD начала превосходить Intel по процессорам, когда перешла на чипы, особенно по стоимости, и теперь они собираются сделать то же самое для графических процессоров. Установка аналоговых интерфейсов памяти на более старый процесс с RDNA 3 — блестящий подход, поскольку аналоговые очень плохо масштабируются с новыми технологическими узлами. То же самое касается кэша.
Глядя на снимки матрицы AD102, которые Nvidia опубликовала, мы знаем, что размер матрицы составляет 608 мм ^ 2. Это лишь немного меньше, чем GA102, на 628 мм ^ 2, но теперь Nvidia использует передовой технологический узел TSMC 4N вместо Samsung 8N. Цены на пластины определенно выросли и в прошлом году у нас было несколько историй о повышении цен TSMC. Все это имеет значение.
Матрица AD102, изображенная ниже — это рендеринг, но это лучшее, что у нас есть, — показывает некоторые четкие детали того, как и почему новейший tour de force от Nvidia стоит дороже, чем чипы предыдущего поколения. Просмотрите галерею для получения аннотированных версий изображения.
Двенадцать кластеров обработки графики (GPC) легко отличимы от остальной части чипа, и каждый из них оснащен 12 потоковыми мультипроцессорами (SMS). Все GPC и SMS вместе занимают около 45% от общей площади матрицы.
Куда девается остальное? Двенадцать 32-разрядных контроллеров памяти GDDR6X занимают большую часть внешнего края матрицы, а разъем PCIe x16 занимает около трети нижнего края. Контроллеры памяти и связанные с ними схемы занимают изрядные 17% площади матрицы, плюс-минус. Но это не единственная часть подсистемы памяти, поскольку Nvidia имеет гораздо больший кэш L2, чем в предыдущих моделях.
Вы можете увидеть шесть блоков L3 размером 16 МБ в центральной части матрицы с некоторыми связанными маршрутизациями и другими схемами (ROP?) Вокруг него. Блоки кэша L2 составляют не менее 15% от общей площади матрицы, в то время как вся центральная часть матрицы (L2 плюс другая логика) занимает 25% от общего объема. Оставшаяся часть матрицы внизу предназначена для таких вещей, как двойные кодеры NVENC, интерфейс PCIe и физические интерфейсы отображения. Это около 7% от общего количества, а затем есть несколько других разных бит, разбросанных вокруг, которые занимают последние ~ 6% матрицы.
Смысл обсуждения этих областей матрицы заключается в том, чтобы помочь взглянуть на вещи в перспективе. Nvidia с ее монолитным подходом к чипу AD102, выделила примерно 33% общей площади кристалла только для интерфейсов памяти и кэша L2. Подход AMD MCD (микросхема памяти), используемый с графическими процессорами Radeon RX серии 7000 и RDNA 3, по-видимому, уберет почти все это с основного чипа, и, как сообщается, он будет использовать TSMC N6 вместо TSMC N5, одновременно снижая цену и повышая производительность.
TSMC не раскрывает свои переговоры по контракту с крупными партнерами, такими как Apple, AMD, Intel или Nvidia. Однако есть сообщения, что TSMC N5 (и, следовательно, 4N, который является более или менее просто «усовершенствованным» N5) стоит как минимум в два раза дороже, чем TSMC N7 / N6. При размере матрицы 608 мм ^ 2 для AD102 Nvidia может получить только около 90 полных матриц на пластину — и для справки, это всего на два чипа больше на пластину, чем GA102.
Если TSMC 4N стоит более чем в два раза дороже за пластину, чем Samsung 8N, это означает, что AD102 стоит более чем в два раза дороже за чип, чем GA102 предыдущего поколения и RTX 3090. Гордон Ма Унг из PC World спросил генерального директора Nvidia Дженсена Хуанга во время сессии вопросов и ответов о ценах. Я продолжу и процитирую это прямо, чтобы представить ситуацию в контексте.
Gordon: [RTX] 4000 наконец-то здесь, что для вас, я уверен, ощущается как огромный запуск. Реакция, которую я вижу повсюду, такова: «О, Боже мой. Это стоит столько денег «. Есть ли что-нибудь, что вы хотели бы сказать сообществу относительно цен на компоненты нового поколения? Кроме того, могут ли они ожидать, что в какой-то момент они увидят более выгодные цены и, по сути, ответят на все громкие крики, которые я вижу повсюду?»
Jensen: «Во-первых, 12-дюймовая пластина сегодня намного дороже, чем вчера. И это не немного дороже, это на тонну дороже. Закон Мура мертв.И способность закона Мура обеспечивать ту же производительность, вдвое меньшую стоимость каждые полтора года, закончилась. Это полностью закончилось. И поэтому идея о том, что стоимость чипа со временем снизится, к сожалению, осталась в прошлом «.
Конечно, для создания видеокарты требуется гораздо больше, чем просто графический процессор. Задействованы память, печатная плата, VRM, PMIC, конденсаторы и всевозможные другие элементы. Цены на многие из них также выросли за последние два года. Nvidia также приходится прилагать много усилий для исследований и разработок графических процессоров и связанных с ними технологий. И окончательный дизайн должен учитывать все это, а затем в конечном итоге превратиться в успешный продукт.
Итак, сколько должна стоить новая деталь, чтобы сделать прибыльный продукт? Это сложнее сказать.
Еще одна интересная особенность анонса RTX 40-й серии заключается в том, что Nvidia представила три разные модели видеокарт, и каждая из них использует свой графический процессор. Опять же, такой подход приводит к увеличению затрат, и это означает, что Nvidia также необходимо выяснить, как наилучшим образом распределить свои заказы на пластины. Чип AD102 в RTX 4090 — это новая деталь halo с большим кристаллом и всеми отделками. AD103 сокращает интерфейс памяти и количество ядер, а затем AD104 сокращает их еще больше.
Nvidia пока не выпустила снимки или рендеринги AD103 и AD104, но у нас есть полные спецификации. Они немного меньше, и во многом это связано с уменьшением количества ядер, интерфейсов памяти и размера кэша L2. Модели 4080, естественно, будут более объемными, чем 4090, хотя стоит отметить, что 4090 потенциально имеет на 70% больше вычислений, на 50% больше пропускной способности и емкости памяти и потребляет на 41% больше энергии, при этом «всего» стоит на 33% дороже. Другими словами, цена RTX 4080 на 16 ГБ пропорционально хуже, чем у RTX 4090.
Мы можем сделать то же самое для RTX 4080 12GB. 4080 16GB обеспечивает на 21% больше вычислений, на 33% больше объема памяти, на 42% больше пропускной способности памяти, но потребляет всего на 12% больше энергии. Это также стоит на 33% дороже. Обе модели RTX 4080 выглядят завышенными и недостаточно мощными по сравнению с тем, что мы видели в предыдущих архитектурах Nvidia, где карты halo стоят значительно дороже, но лишь умеренно повышают производительность. Карты Nvidia RTX 30-й серии (Фото предоставлено: Tom’s Hardware).
Когда была запущена RTX 30-й серии, Nvidia начала с RTX 3090 и 3080. Оба использовали чип GA102, только с меньшим количеством ядер, включенных на 3080. Затем появились RTX 3070 и 3060 Ti, оба из которых использовали чип GA104. В конце концов, Nvidia добавила в семейство GA106, используемый в RTX 3060 и 3050, и был GA107 для мобильных RTX 3050 Ti и 3050, но до настольных компьютеров дело так и не дошло. В конечном счете, просто взглянув на настольные карты, у Nvidia было три разных графических процессора, которые питали десять разных видеокарт. Теперь Nvidia анонсировала три карты с использованием трех графических процессоров, и ей нужно выяснить, как сбалансировать количество каждого чипа.
Как будет выглядеть полный набор продуктов RTX 40-й серии?
Говорят, что в разработке находятся еще два графических процессора Ada (AD106 и AD107). В какой-то момент Nvidia начнет получать больше встроенных чипов, которые могут функционировать как нечто отличное от трех анонсированных артикулов и тогда мы вероятно, начнем видеть больше моделей видеокарт.
Что у AMD?
AMD напротив, собирается анонсировать, возможно, одноядерный графический процессор 3 ноября, который будет использовать чиплеты. Текущая информация гласит, что GCD (матрица чипов GPU) будет иметь размеры всего 308 мм ^ 2, что примерно вдвое меньше AD102, и он будет соединяться с шестью MCD (матрицами чипов памяти), которые все относительно небольшие (38 мм ^ 2). Это примерно тот же размер, что и AD104 (294,5 мм ^ 2), и, если слухи верны, AMD Navi 31 будет содержать до 12 288 графических шейдерных ядер — на 60% больше, чем RTX 4080 от Nvidia 12 ГБ на чипе примерно того же размера.
AMD может запустить RX 7900 XT, RX 7800 XT и, возможно, даже RX 7800, используя один и тот же GCD, только с разным количеством ядер GPU и с 6, 5 или 4 MCD. Производительность будет значительно выше, чем у AD102, а затраты также будут намного ниже. AMD может даже конкурировать с AD104 по цене, обеспечивая при этом значительно более высокую производительность, по крайней мере, в играх, которые не используют DLSS 3 и / или экстремальные эффекты трассировки лучей.
Также возникает вопрос, почему RTX 4080 12GB не называется просто RTX 4070. В разговоре с Nvidia во время брифинга возник именно этот вопрос: каков был мыслительный процесс, стоящий за тем, чтобы назвать 12-гигабайтный чип 4080 вместо 4070, тем более, что это другой чип?
Джастин Уокер из Nvidia, старший директор по управлению продуктами, сказал: «4080 12GB — это действительно высокопроизводительный графический процессор. Он обеспечивает производительность значительно быстрее, чем 3080 12GB … он быстрее, чем 3090 Ti, и мы действительно считаем, что он заслуживает продукта класса 80 «.
Честно говоря, это дерьмовый ответ. Конечно, это быстрее! Это новый чип и новая архитектура; он должен быть быстрее. Помните, когда вышел GTX 1070, и он был быстрее, чем 980 Ti? Я думаю, это не «заслуживало» названия продукта класса 80. Ни RTX 2070, когда он соответствовал 1080 Ti, ни 3070, когда он соответствовал 2080 Ti.
Но затем мы получаем сравнения производительности, где Nvidia говорит, что 4080 12GB будет «в 3 раза быстрее, чем 3080 12GB». И вот тут вам нужно начать задаваться вопросом, потому что, очевидно, это с DLSS 3, в играх с тяжелой трассировкой лучей. Что произойдет, если вы не будете играть в игры, соответствующие этим критериям? GeForce RTX 4090.
Судя по тестам Nvidia, это будет смешанный пакет. Первые три игры на приведенной выше таблице слева не используют DLSS или DLSS 3. RTX 4080 12GB часто работает наравне с RTX 3090 Ti или немного медленнее, когда DLSS 3 и трассировка лучей не являются частью уравнения. Как часто это будет происходить в будущих играх, предсказать гораздо сложнее.
Во многих отношениях запуск RTX 40-й серии до сих пор очень напоминает запуск RTX 20-й серии. Nvidia снова раздувает трассировку лучей и DLSS, только сейчас мы находимся в третьем раунде этой истории. Аппаратное обеспечение RT намного более мощное, DLSS 3 также должен быть намного лучше, но будут ли все большие игры поддерживать обе технологии на достаточном уровне? Несомненно, ответ отрицательный; некоторые будут, некоторые нет.
Между тем, цены на поколение выросли (снова), и спецификации некоторых моделей, безусловно, выглядят сомнительно. RTX 4080 12GB выглядит слишком похоже на то, что прямо сейчас это должен был быть RTX 4070 и Nvidia могла бы начать использовать Ti и Super или что-то еще для создания других моделей.
RTX 3080 10GB, по-видимому, пока еще будет стоить MSRP в размере 699 долларов. Это, конечно, не может продолжаться долго, не тогда, когда возможный RTX 4070 неизбежно вытеснит его по производительности и функциям. Но Nvidia и ее партнерам нужно, чтобы невольные скупали существующие запасы карт RTX 30-й серии по самым высоким ценам, которые они могут получить, прежде чем они будут готовы перейти к остальной части линейки Ada Lovelace.
Мы все еще ждем полной информации о линейке AMD RDNA 3, и, как обсуждалось выше, дизайнерские решения, принятые AMD, в частности, с чиплетами GPU, должны привести к снижению цен, с которыми Nvidia не может сравниться. AMD, возможно, не получит абсолютного преимущества в производительности, но если она сможет приблизиться к снижению цен Nvidia, это может не иметь значения. Добавьте к этому Arc A770 и A750 от Intel, которые также могут появиться в ближайшем будущем.
Мы увидим, кто станет победителем на рынке графических процессоров в ближайшие пару месяцев.
Переведено и адаптировано с сайта https://www.tomshardware.com/