Яндекс ФАС и колдунщики

БРАУЗЕРЫ

ФАС обязала Яндекс прекратить дискриминацию конкурентов «колдунщиками».

Поисковик Яндекс ФАС и колдунщики

В ФАС утверждают, что Яндекс понижает конкурирующие компании в поисковой выдаче с помощью «колдунщиков». Компания должна покончить с этой практикой, в противном случае против нее может быть возбуждено дело.

Федеральная антимонопольная служба вынесла предупреждение Яндексу и потребовала в течение месяца прекратить дискриминировать в поисковой выдаче ссылки на компании, не входящие в его цифровую экосистему. Об этом говорится в сообщении ведомства.

Офис компании Яндекс
Яндекс

Как установила ФАС Яндекс в своей поисковой выдаче предоставляет преимущество собственным сервисам. В их числе Яндекс Вертикали (объединяет Авто.ру, Яндекс.Недвижимость и Яндекс.Работу), Яндекс.Маркет, Яндекс Медиасервисы и Кинопоиск. Они появлялись в «колдунщиках» так называются интерактивные виджеты, которые появляются на странице с результатами поиска сразу после рекламы и перед органической выдачей (прогноз погоды, картинка, перевод слова).

Как считают в ФАС у сервисов не принадлежащих Яндексу, возможность попасть в «колдунщики» ограничивалась. В ведомстве сочли это нарушением антимонопольного законодательства.

  • ФАС выставила несколько требований к Яндексу:
  • Компания должна прекратить предоставлять преимущество своим сервисам в поисковой выдаче.
  • Яндекс должен полностью раскрыть для всех компаний свой механизм продвижения ссылок и привлечения внимания пользователей, в том числе с помощью «колдунщиков». Сторонним компаниям должна быть предоставлена возможность пользоваться такими механизмами. Поисковая выдача должна формироваться по единым правилам ранжирования, «на равных условиях, не допуская преимущественной демонстрации сервисов, входящих в ООО «Яндекс».

Все эти требования должны быть исполнены в течение месяца. На протяжении этого срока Яндекс должен каждые десять дней информировать ФАС о ходе их выполнения. Если компания не примет меры в соответствии с предупреждением, против нее может быть возбуждено дело.

В Яндексе заявили РБК, что не согласны с предупреждением ФАС. «Некоторые требования предписания уже реализованы в поиске, однако отдельные важные его части мы считаем неправильными. Исполнение всех перечисленных требований ухудшат качество поиска для пользователя, а значит — положение поиска «Яндекса» на рынке по сравнению с конкурентами», — считают в компании.

В комментарии пресс-служба Яндекса указала, что «специальные ответы сервисов — это мировая практика всех поисковых систем и всех платформ, в том числе маркетплейсов». Несправедливым предписание ФАС в компании считают и из-за того, что оно направлено только против «Яндекса». «При этом поисковая доля Яндекса, например, на iOS меньше 50%», — отметили в пресс-службе.

Согласно отчету компании за четвертый квартал 2020 года, опубликованному на прошлой неделе, доля компании на поисковом рынке в России, включая мобильные устройства, составляет 59,7%. Доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android составила 58,6%.

«Никакой сервис Яндекса или другой компании не имеет никаких приоритетов, показ основан на конкретной и прозрачной метрике полезности для пользователя. Мы готовы ее аудировать и открыто про нее рассказывать. Пользователи могут видеть интерактивные расширенные ответы, не связанные с сервисами Яндекса, например, из Википедии, Амедиатеки или сервиса Youla. На текущий момент интерактивные ответы показываются для более чем 70 тыс. сайтов в поисковой выдаче «Яндекса», среди которых интернет-магазины, новостные ресурсы и другие», — утверждают в Яндексе.

На занижение ссылок в поисковой выдаче Яндекса еще в 2019 году жаловались пять компаний.

  • Сервис объявлений Avito
  • Поисковик недвижимости ЦИАН
  • Картографический сервис 2ГИС
  • Онлайн-кинотеатр ivi
  • Портал для поиска специалистов Profi.ru

По их версии Яндекс отдавал преимущество в поиске собственным сервисам например, ссылки на ivi занижались в выдаче по сравнению с Кинопоиском. ЦИАН пожаловался на такую же ситуацию с Яндекс Недвижимость. Profi.ru с Яндекс Услугами. 2ГИС с «Яндекс Картами. Собственные сервисы как указывали в 2019 году жалобщики Яндекс ставил в «колдунщики», например, в ответ на запрос «купить авто» выдавались «колдунщики» с контентом auto.ru.

В августе 2020 года компании-конкуренты сервисов российского поисковика вновь пожаловались на дискриминацию в выдаче и злоупотребление доминирующим положением Яндекса. Помимо тех компаний, которые уже обращались в ФАС в 2019 году к жалобе присоединились «Туту.ру», Drom.ru и Zoon.

Поиск Яндекса персонализирует выдачу результатов запроса в зависимости от аккаунта пользователя и его геолокации. При запросе «купить авто» в режиме инкогнито на момент написания статьи сервис auto.ru оказывается первым в поисковой выдаче после рекламных ссылок. К ссылке на него прикреплен интерактивный виджет с предложениями о продаже машины. Сервис Avito на втором месте. По запросу «смотреть фильм» конкурирующий сервис ivi оказался на втором месте, сразу за ним идет сервис Яндекс Эфир. По запросу «снять квартиру» первым в ранжированной выдаче выдается Avito, сразу за которым идет Яндекс Недвижимость. В отличие от Avito к ссылке на Яндекс Недвижимость добавляются интерактивные виджеты с предложением о съеме жилья. У некоторых пользователей при повторных запросах положение сервисов в поисковой выдаче менялось. Положения сервисов менялись местами также при аналогичных запросах, выполненных при условии, что пользователь был залогинен на «Яндексе».

Яндекс разъяснил механизм работы «колдунщиков»

Глава Яндекса Тигран Худавердян в интервью РБК в ноябре 2020 года, отвечая на претензии, заявил, что алгоритм с «колдунщиком» позволяет поисковику успешно конкурировать с другими поисковыми системами, например Google. «Можно было бы предписать поисковым системам — «Яндексу», например, чтобы все результаты были одинаковыми, просто ссылки и заголовок на странице. Но потеряет потребитель, потому что такая «стерилизация» приведет к ухудшению продукта», — пояснил он.

Механизм работы «колдунщиков» Яндекс описывал в июле 2019 года, в связи с первой жалобой конкурентов. В компании указали, на то что «колдунщики» не зафиксированы в верхней позиции и появляются в результатах выдачи. Яндекс также обвинил жалобщиков в том, что они сами дискриминировали сервисы конкурентов на своих площадках. «Мы надеемся, что ссылки на сервисы «Яндекса» смогут появиться, например, на выдаче «Авито» («Авто.ру» и «Яндекс.Недвижимость»), на 2ГИС («Навигатор» и «Справочник»), на ivi («Кинопоиск»), на «Кассир.ру» и т.д.», — заявляли в пресс-службе.

Источник РБК читать новость ФАС обязала «Яндекс» прекратить дискриминацию конкурентов «колдунщиками»

Поделитесь с друзьями! Розыгрыш 1 000 р. за репост!
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий